Этап современного искусства

В послевоенное время центр культурной жизни переместился из Каунаса в Вильнюс, где возобновила свою деятельность Вильнюсская художественная академия. В 1944 году в Вильнюс перебрался и Союз художников. Лишившееся за время войны многих выдающихся художников, литовское искусство постепенно привыкало к новым реалиям. Живопись стала камерной, преобладали жанры пейзажа, натюрморта и портрета. Развитию скульптуры во время войны и в первые послевоенные годы препятствовали тяжелые материальные условия. Единственная значительная работа этого времени (1943)— высеченный на огромном валуне Пунтукас барельеф Бронюса Пундзюса, увековечивший подвиг летчиков Дарюca и Гиренаса.

В 1956 году начался этап современного литовского искусства. Во времена политической оттепели было заново оценено национально-художественное наследие, продолжаемые и развиваемые разными поколениями художников традиции, однако из истории литовского искусства необоснованно были изъяты выдающиеся художники (М. К. Чюрленис, группа «Аrs», Антанас Самуолис, Марце Катилюте, Матас Менчинскас, Владас Эйдукявичюс). На развитие искусства наряду со старшим поколением (Пятрас Александравичюс, Антанас

Гудайтис, Витаутас Юркунас, Юозас Кедайнис, Антанас Кучас, Ионас Кузминскис, Юозас Микенас, Людвигас Стролис, Стасис Ушинскас) заметное влияние стало оказывать молодое поколение (Аугустинас Савицкас, Сильвестрас Джяукштас, Винцентас Гячас, Ионас Шважас, Владас Каратаюс, Алоизас Стасюлявичюс, Альгирдас Степонавичюс, Бирутс Жилите, Витаутас Валюс, София Вейверите, Казис Моркунас, Альгимантас Стошкус, Алфонсас Амбразюнас, Гедиминас Йокубонис и др.). В 60 — 80-е годы двадцатого века это поколение стало формировать новое литовское искусство. В живописи все более заметной становилась ориентация на монументальный и обобщенный образ, экспрессивную форму, выразительный колорит. Вместе с этим поколением, однако очень индивидуально, в самобытном творчестве реализовал себя Винцас Кисараускас (1931 — 1988), не присоединившийся к официальной линии.

В графике 50 — 60-х годов сформировалось особое интерпретирование традиций народного искусства, основанное на метафоричности, декоративности, лаконичных выразительных средствах. Работы литовских графиков высоко оцениваются на мировых форумах книжного искусства (Альгирдас Степонавичюс и Бируте Жилите в Братиславе были удостоены почетной награды «Золотое яблоко»). Появились и новые имена — Витаутас Калинаускас, Римтаутас Гибавичюс, Стасис Красаускас и др.

В скульптуре доминировала мемориальная пластика (Бронюс Вишняускас, Гедиминас Йокубонис, Константинас Богданас), которая развивалась в соответствии с государственными заказами. Младшее поколение выбрало камерную скульптуру, творчески интерпретируя традиции старой литовской скульптуры, своеобразно трансформируя формы, сочетающие конструктивизм с декоративностью. После восстановления независимого литовского государства начали говорить и о тихом модернизме, неофициальном искусстве, которое существовало наряду с постоянно склоняемыми достижениями «литовского советского искусства». Вышедшая в 1997 году книга Элоны Лубите «Тихий модернизм. 1962 — 1982» повествовала о том, как творческий дух нашел способы балансирования между официозным искусством и индивидуальным свободным творчеством. В условиях «тихого модернизма» творческие личности стремились сохранить национальную идентичность.

Пришедшее в литовское искусство в 70-е годы качественно новое поколение творцов сознательно начинает дегероизировать возвышаемый до того персонаж фигурной картины, стремится к раскрытию будней «маленького человека», показу непарадной стороны жизни.

Несколько в стороне от общей магистрали развития литовской живописи стоит оригинальное творчество Шарунаса Сауки (род. 1958). Оно было удостоено первой в независимой Литве Национальной премии. Живопись Ш. Сауки воздействует на зрителя прежде всего мистерическими представлениями, глубокими метафорами, фантасмагориями. Феномен творчества Ш. Сауки отмечен диалектикой красоты и уродства, духовности и деградации.

В графике выдающейся фигурой последних десятилетий является Пятрас Репшис (род. 1940). Его фреска в Вильнюсском университета стала символом культуры балтов, охватывающим её мифологические, исторические и современные слои. Лучшими своими медалями П. Репшис становится вровень с классикой европейского медальерного искусства. Его офорты, своеобразная точка отсчета в литовской графике, были отмечены Национальной премией.

Последнее десятилетие XX века в литовском искусстве прошло под знаком стремительной смены художественных критериев и пластических форм выражения. За десятилетие независимости коренным образом изменилась деятельность художественных учреждений и организаций. Наряду с официальными, содержащимися за государственный счет выставочными залами появилось много частных галерей. В них демонстрируют свои произведения художники среднего поколения, в настоящее время наиболее активно занимающиеся творчеством. В 1992 году, после создания Вильнюсского центра современного искусства, а несколько позже — Центра современного искусства Сороса, все громче начинает заявлять о себе «новое искусство».

В Литву постепенно начинает возвращаться искусство эмиграции и ее наследие. Начало этому процессу положил Викторас Визгирда (l904 — 1993), подаривший Литве в 1977 году свои работы. Эмигрантское искусство возвращается в свою родную среду по-разному — памятниками (памятник князю Гедиминасу Витаутаса Кашубы в Вильнюсе), выставками, коллекциями, передаваемыми в дар Литовскому художественному музею (во дворце Радзивиллов действует постоянная экспозиция, организуются выставки подаренных и вернувшихся произведений), книгами и т. и. В настоящее время в художественных музеях Литвы хранится более 80 собраний произведений художников-эмигрантов.

Добавить комментарий