Испытания советского времени

После Второй мировой войны литовская литература стала развиваться в двух направлениях, разделившись на советскую литовскую литературу и литературу, оказавшуюся впоследствии за рубежом. Литовская советская литература отличалась от зарубежной повышенной идеологизированностью, схематичностью, устаревшей стилистикой. Мотивов «советского патриотизма» не избежали такие поэты, как Саломея Нерис, Антанас Венцлова (1906-1971), писатели Пятрас Цвирка, Юозас Балтушис (1909 -1991).

Некоторые писатели, однако, отвергли советские ценности и официальную цензуру, избрав путь «внутренней эмиграции», творчества «в стол», изредка делая попытки опубликовать свои неподцензурные произведения полулегально, в самиздате или за рубежом. Две выдающиеся фигуры литовской диссидентской поэзии, в которой получило отражение сопротивление сталинскому тоталитарному режиму, — это Мамартас Индрилюнас (1920 -1945) и Бронюс Кривицкас(1920-1952).
С конца 50-х годов, со времени так называемой хрущевской «оттепели», литовская литературная, в обход цензурных ограничений и догм «социалистического реализма», ступила на путь преодоления навязанных схем, поисков новых художественных средств. Новаторскими художественными исканиями отмечено творчество Эдуардаса Межелайтиса (1919-1997), а также поэтов «рождения тридцатых годов»: Юстинаса Марцинкявичюса (род. 1930) Альгимантаса Балтакиса (род. 1930), Янины Дегутите (род. 1928), Альфонсаса Малдониса (род. 1929).
Обновление поэтического языка нашло выражение в творчестве представителей разных поколений. Среди ярчайших, наиболее оригинальных, поэтов следует назвать Витауаса Бложе (род. 1930), Сигитаса Гяду (род. 1943), Йонаса Юшкайтиса (род. 1933), Марцелиюса Мартинайтиса (род. 1936), Йонаса Стрелкунаса (род. 1939), Юдиту Вайчюнайте (1937-2001), Оне Балюконе (Балюконите, 1948-2007), Антанаса А. Йонинаса (род. 1953), Гинтараса Патацкаса (род. 1951), Корнелиюса Плателиса (род. 1951), Ниёле Миляускайте 1950-2002) и других, обладающих собственным неповторимым голосом, но в то же время говорящих на общем, едином языке современной европейской поэзии.
В 1972 году книгой стихов «Знак речи» дебютировал Томас Венцлова (род. 1937), по-видимому, наиболее известный за рубежом литовский поэт, эссеист и филолог, эмигрировавший в 1977 году в США. Его интеллектуальная поэзия, насыщенная аллюзиями на классическую и современную литературу, подлинно урбанистическая и отличающаяся диалогичностью, оказала значительное влияние на литовскую поэтическую традицию.
Современную литовскую поэзию достойно представляют Айдас Марченас (род. 1960), Эугениюс Алишанка (род. 1960), Сигитас Парульскис (род. 1965), Гинтарас Граяускас (род. 1966) и др.
Для прозы испытания советского времени были более тяжкими. Ее в значительно большей мере деформировали различные табу, политические и идеологические ограничения. Однако умение художественно воздействовать словом, найти общий язык с читателем, профессиональная зрелость, психологическая подлинность в изображении человека позволили талантливейшим художникам слова хотя бы отчасти реализовать свой талант, создать произведения, которые и сегодня несут достоверную художественную информацию о былом. Лучшие страницы творчества Юозаса Апутиса (род. 193б), Ионаса Авижюса (1922-1999), Юозаса Балтушиса (1909-1991), Витаутаса Бубниса (род. 1932), Пятраса Диргелы (род. 1937), Ромуалдаса Гранаускаса (род. 1939), Витаутаса Мартинкуса (род. 1943), Йонаса Микелинскаса (род. 1922), Бронюса Радзявичюса (1940-1980), Витауте Жилинскайте (род. 1930) и сегодня свидетельствуют об историческом и духовном опыте народа и отдельной личности.
Особое место в духовной жизни народа занимает национальная драматургия. Исторические драмы Юозаса Грушаса (1901-1986) «Геркус Мантас», «Барбора Радвилайте»; Юстинаса Марцинкявичюса «Миндаугас», «Мажвидас», «Собор», гротескные и параболические драмы и трагикомедии Казиса Саи (род. 1932) «Охота на мамонтов», Юозаса Глинскиса (род. 1933) «Исправительный дом», исполненные лирической теплоты и богатые ироническими намеками пьесы Саулюса Шальтяниса (род. 1945) долгое время не только определяли лицо литовского национального театра, но нередко становились и действенной общественной трибуной.

Добавить комментарий