Эпоха барокко

Интеграция Литвы в западноевропейскую цивилизацию в XVI веке ла ей возможность приобрести статус неотъемлемой части Центральной Европы в XVII и XVIII веках. Северная и Западная Европа быстро двигались по направлению к новому типу общества, свободному производству и идеям Просвещения, в то время как остальная Европа оставалась аграрной, феодальной и католической.
Историю Литвы в ХVII и XVIII веках можно назвать эпохой барокко. Однако точкой отсчета для этого периода стала не Люблинская уния, а, скорее, появление в Литве иезуитов, главенствующей идеологической и духовной силы того времени. Иезуиты принесли с собой врожденную католическую традицию и с помощью государства ввели высокие стандарты образования.
Была создана сеть учебных заведений, которую увенчал Вильнюсский университет, официально на латыни называвшийся Асаdemia et Universitas Vilnensis Societatis Jesu. Он был основан в 1579 году, и в которых источниках упоминается в качестве самого старого университета в Восточной Европе. Правильнее было бы назвать его последним университетом, продолжавшим средневековые университетские традиции. На протяжении почти 200 лет он был самым восточным . местонахождение университетом западного типа (Московский университет был основан только в 1755 году).
В стенах Вильнюсского университета, в котором было два факультета — философии и права, сформировались замечательные школы этики и риторики, истории и филологии, философии и логики. Наверное, лучший показатель высокого уровня университета — это труд по логике, написанный Мартином Смиглецким (1618 г), который использовался в качестве учебника и в западноевропейских университетах.
Если в ХV и ХVI веках Литва перенимала царившие в Европе готический и ренессансный архитектурный стили с опозданием и зачастую непоследовательно, то в ХVII и XVIII веках она стала страной арочной архитектуры, и в наше время восхищающей гостей страны. В XVII веке доминировало итальянское барокко, а в ХVIII веке развилась особая разновидность данного стиля — вильнюсское барокко. Архитектор Ян Глаубиц, выдающийся представитель этой школы, заслужил
достойное место в истории европейского барокко. В этот период сформировался барочный облик вильнюсского Старого города, который стал звоном в цепочке барочных городов, протянувшейся от Зальцбурга до Вильнюса. Тем не менее, превалирование сельского населения в обществе и слабо развитые города породили уникальный тип государственного устройства — демократию знати, в некотором смысле даже анархию. Благодаря существованию права liberum veto, все решения в парламенте знать должна была принимать единогласно. Такой порядок был совершенно противоположен абсолютистским режимам, существовавшим в Западной Европе, и препятствовал укреплению и централизации Речи Посполитой.
Однако подобное анахроническое положение дел благоприятствовало мирному сосуществованию в рамках этого государства различных религиозных общин: католики дружно жили бок о бок с кальвинистами, лютеранами, униатами и православными. Позже к ним присоединились старообрядцы из России, а также караимы, татары и евреи.
Последняя этническая группа сыграла особую роль в этот исторический период и оказывала значительное влияние на всю последующую историю Литвы. В ХVIII веке Вильнюс стал выдающимся центром еврейской культуры, который недаром называли Литовским Иерусалимом.
Однако процессу благополучного развития страны и ее ориентации на европейскую барочную культуру постоянно угрожала опасность, исходившая от соседних государств. Во время правления шведской династии Вазов (1587 — 1668) Литва и Польша пережили то, что позже стало известно как потоп, — инвазию русских и шведских войск, продолжавшуюся с 1654 по 1667 год. Во время правления Саксонской династии (1697 — 1763) страна стала ареной боевых действий Северной войны (1700 — 1721), ведшейся между Россией и Швецией.
Последствием этой войны было непосредственное вмешательство России во внутренние дела Речи Посполитой, которое повлекло за собой раздел и ликвидацию государства.

Добавить комментарий