Основание государства и коронация Миндаугаса

В конце ХII кека Литва уже нередко фигурирует в исторических источниках. Это связано с тем, что литовцы стали совершать набеги на русские и польские территории, а также поселения соседствующих с ними эстов. В то же время на балтийских берегах начал укрепляться Тевтонский орден. В 1200 году меченосцы обосновались в устье реки Даугавы и завоевали ливов, латов, эстов и куршей. В 1230 году укрепления крестоносцев появились на реке Вистуле (Висле) и они подчинили себе пруссов. В 123б году Папа Римский призвал к крестовому походу против язычников-литовцев.
Таким образом, основание в 1240 году Литовского государства, во главе которого стал Миндаугас (Миндовг), было обусловлено необходимостью обороны балтийских земель от завоевательных походов крестоносцев и инвазии германских военных орденов. Христианский мир, однако, стремился лишить языческие племена права на независимое политическое существование. Этот принцип применялся почти ко всем языческим племенам и народностям, которые жили между католическим и византийским миром, — в их числе были славяне, пруссы, ятвяги, курши, латы, эсты, финны.
Вследствие этого Миндаугас в 1251 году принял крещение и б июля 1253 года был провозглашен королем. Таким образом, он официально стал папским вассалом.
В то же время корона далась ему недешево: Миндаугас должен был передать важную часть Литвы, Жемайтию (Самогитию), ордену. Жемайтийцы так никогда не смирились с этим решением. Они продолжали самостоятельно противостоять ордену и даже одержали над ним победу в битве при Дурбе в 12б0 году. Характерными чертами литовского государства этого периода была незрелость государственного строя, нестабильность политической ситуации и бесконечные междоусобицы. В 12бЗ году был организован заговор и Миндаугас был убит. Он остался первым и последним королем Литвы.
Языческая Литва
На первый взгляд, христианскому государству Миндаугаса суждено было продержаться лишь короткое время. Однако оно продолжало существовать, даже несмотря на то, что последующие его правители не приняли христианства. Что касается крещения, Литва была в Европе уникальным явлением: она не относилась ни к Западной Европе с ее римской направленностью, ни к византийской Восточной Европе.
Индивидуальные хозяйства, основа западной цивилизации, появились в Литве в ходе ее исторического развития, чего не произошло в Восточной Европе. Кроме того, после смерти Миндаугаса все без исключения правители Литвы вели переговоры о принятии христианства, что было следствием конфликтов с Тевтонским орденом. В конце ХIII века, после того как были завоеваны соседние пруссы, Тевтонский орден начал военные действия в
отношении Литвы.
Было совершенно очевидно, что цена крещения Литвы Тевтонским орденом будет непомерно велика. Поэтому велись поиски других путей принятия христианства, а именно — через Чехию, Венгрию или Польшу (крещение в православную веру не решало проблемы вооруженных нападений со стороны ордена).
Великий князь Литовский Гедиминас (131б — 1341), стремясь преодолеть международную изоляцию, вел оживленную переписку с правителями западных государств и городов. Это не дало ощутимых результатов, так же как и переговоры о крещении, и попытки привлечь в Литву западных купцов и ремесленников, Агрессивные действия ордена заставили Литву направить все силы на оборону. Поэтому о политической системе страны ХIV века иногда говорят как о военной монархии.
С другой стороны, именно в военной сфере Литве удавалось оказывать наибольшее влияние на соседние государства. «Литовский щит» был хорошо известен и использовался в межгосударственных отношениях от Москвы до Чехии.
Крестовые походы против Литвы в известной степени объясняют литовскую экспансию на земли Киевской Руси, ослабленной монголами. Это был источник пополнения истощившихся в ходе борьбы на западе ресурсов. Во времена правления Великих князей Альгирдаса (Ольгерд, 1345 — 1377) и Витаутаса (Витовт, 1392 — 1430) Великое княжество Литовское не только стало могущественным государством, но и расширило свои владения, распростершись от Балтийского до Черного моря. Территория Литвы состояла из двух частей: из этнических литовских земель, а также из более обширных и густонаселенных славянских земель. Здесь с течением времени развилась обособленная и независимая от Московской Руси народность — рутенцы (предки современных белорусов и украинцев). Именно на этих землях литовцы обрели то, чего им не хватало: культуру с религиозной системой и письменный язык. Данными обстоятельствами объясняется важная роль православной культуры в ранний период истории Литвы.
Местные литовские князья, которые стали правителями славянских земель, приняли православную религию. В то же время развивающийся рутенский (называемый также — менее точно — западнорусским и старобелорусским) письменный язык постепенно стал официальным административным языком Великого княжества Литовского.
Ситуация была схожа с той, которая сложилась в государстве франков в галльских землях. Франки, германское племя, основали государство и государственные структуры на галльских территориях, но переняли язык и культуру местного населения. Литовцы принесли на земли рутенцев государственную структуру, военную архитектуру, прогрессивные способы ведение хозяйства и обусловленный всем этим определенный уровень благосостояния.

Добавить комментарий