Rail Baltica

Rail Baltica — проект железной дороги с европейской «узкой» колеёй, которая должна соединить Прибалтику, Восточную (Польша) и Западную Европу. Согласно проекту, единая европейская колея должна соединить Таллин, Ригу, Каунас, Варшаву и Берлин и Хельсинки (а в дальнейшем — продолжение маршрута до Венеции), улучшив, таким образом, между Центральной и Восточной Европой. Главной целью Rail Baltica является возобновление непосредственной связи стран Балтии с европейской железнодорожной сетью и развитие региональной интеграции. Интерграция ж/д стран Балтии в транспортную систему Евросоюза позволит увеличить скорость движения поездов, рост пассажиро- и грузопотоков и прибылей.

Все три страны Балтии и Польша объявили проект одним из своих приоритетов в области развития транспортной инфраструктуры. Реше­ние Европарламента и Совета Европы определило проект Rail Baltica частью панъевропейского кори­дора № 1, который включает также автодорожную часть (Via Baltica) и ответвление А на Калининград (Via Hanseatica). Координатором проекта в Европарламенте является Павел Теличка (Pavel Telička).
Описание
Дорога предполагается стать скоростной (скорость движения поездов должна достигать 250 км/ч), однако на начальном этапе предполагается достижение скорости в 160 км/ч (в дальнейшем она была скорректирована до 120 км/ч).

Маршрут по Прибалтике: Каунас — Паневежис — Бауска — Рига — Пярну — Таллин.

Отрицательное влияние на реализацию проекта оказало значительное снижение пассажиропотока на ж/д транспорте, и увеличение — автомобильным и авиа. Финляндия весьма скептически оценивает возможный спрос на пассажирские перевозки по планируемому железнодорожному маршруту. Также неожиданное сопротивление проекту перегрузочного центра в Каунасе выдвинул, развернув информационную кампанию, один из богатейших людей в Литве, президент Конфедерации промышленников Литвы Бронисловас Лубис, чей концерн «Ахема» начал в 2008 году строительство аналогичного перегрузочного терминала на границе с Польшей, в Моцкаве.
Литва
В Литве протяжённость Rail Baltica должна была составить 235 км.

Первоначальный план литовского участка дороги от границы с Польшей предусматривал что европейская колея должна идти до Каунаса по прямой, а там должна соединятся с широкой колеёй (сейчас поезда из Литвы могут идти только до границы, где груз должен перегружаться в вагоны с евроколеёй). В месте соединения должен быть построен интермодальный логистический центр и перегрузочный терминал. Однако разработка этого проекта выявила, что строительство этих 70 км дороги потребовало бы не менее 2 млрд литов — пришлось бы выкупать порядка 2 тыс. частных земельных участков, что повлекло бы огромные материальные и временные затраты на оформление документов. После консультаций с экспертами ЕС был подготовлен альтернативный проект — этот участок пойдет не по прямой, а по насыпи старой действующей дороги, которая идет от границы Польши с Литвой. Плюс этого проекта — значительно меньшая стоимость (всего 700 млн литов), минус — на дороге с поворотами нельзя достичь скорости 160 км/ч, а только порядка 100 (однако данный участок
есть лишь малая часть всей дороги, поэтому потери времени в пути должны быть незначительны). Правительство уже одобрило данный план.

11 августа 2011 состоится официальное открытие отрезка протяженностью примерно 7 км между Моцкавой и Шяштокай (колея 1435 мм) — первые пассажирские и грузовые поезда пойдут по новому отрезку железной дороги Rail Baltica. Министр транспорта Литвы Элигиюс Масюлис сказал, что доехать до Каунаса по европейской колее можно будет в конце 2014 года.

This entry was posted in Транспорт в Литве. Bookmark the permalink.

Comments are closed.